23:42 

Запись№61, этическая и копипакостная. Yin mode on.

Кадавр, удовлетворенный когнитивно
Очень часто так получается, что, когда какая-то тема поднимается в одном месте, тотчас же в других местах всплывает множество материала в развитие ее. Вот, например, свеженький пост от ЖЖ-юзера Синяя Ворона о благотворительности:

Вообще в Евангелии этика разжевывается прямо-таки до состояния младенческой кашки, то есть там даже понимать нечего - все написано совершенно просто и ясно. Я удивляюсь тому, насколько по-разному люди все равно умудряются понимать совершенно простые указания.
Например, там задается прямой вопрос: а кто такой ближний? (как бы в расширение этой максимы: надо помогать ближнему). И Спаситель на этот вопрос прямо отвечает, рассказывая притчу о добром самаритянине. Из этой притчи следует вот что: ближний - это тот, кто встретился тебе на дороге.
Ему и надо помогать. Все попытки "вывести" из Евангелия национализм или приверженность только "своим" - безнадежны: специально подчеркивается, что раненый ближний на дороге и тот, кто ему помог - принадлежали к разным нациям и вероисповеданиям.
Но кроме этого, в Евангелии ничего не говорится о том, что ближнего, нуждающегося в помощи, надо специально где-то искать.
Что надо куда-то идти, читать в интернете и оценивать, кто именно больше всего нуждается в помощи, словом, разыскивать нуждающихся и со страшными воплями гоняться за ними пытаться им как-то помогать.

Ближние - не только в этой притче - оказываются в Евангелии прямо рядом с нами. Например, богач осуждается именно за то, что не помог конкретному Лазарю, которого видит ежедневно.

А кто в нашей обыденной жизни оказывается рядом с нами? Члены семьи. Подчеркиваю, они имеют приоритет не потому, что члены семьи - а потому, что они всегда рядом. Родня. Друзья. Да, может оказаться и раненый человек на дороге, и совершенно посторонняя старушка... Но это редко. Чаще всего - именно дети, родители, семья, друзья. Соседи в крайнем случае.
Можно представить человека как центр, вокруг которого расходятся концентрические круги. В самом первом - члены малой семьи, рядом с которыми он живет. Во втором - те, кого он видит чаще: друзья, родня, соседи, коллеги. В третьем - более отдаленная родня и т.д.
Да, может случайно оказаться и чужой человек, и ему тоже надо помочь, возможно, всеми силами (по крайней мере, так по евангельской этике). Возможно, и обделив своих. Если так получилось, если он оказался на пути.

Причем помощь ближнему - понятие разнообразное и широкое. Например, собственные дети требуют очень серьезного ухода, кормления, зарабатывания для них денег и душевного участия. А подружке, может быть, просто нужно доброе слово. Коллеге нужно объяснить какой-нибудь рабочий процесс.

Так вот, такое соблюдение евангельской нормы - любви к ближнему - требует от человека такой неимоверной самоотдачи (на самом деле), что как-то и непонятно совершенно, где найти время на разнообразные благотворительные дела для тех людей, кто тебе лично вовсе на дороге не встретился...
Все это должно быть на автомате. Бац - страдающий человек, увидел и быстренько помог. Как рефлекс.

@темы: и это тоже любовь, копипакость

URL
Комментарии
2010-06-10 в 10:52 

любить человечество проще, чем соседа, это всегда понимают интуитивно борцы за идеи, идя светлая и далекая и чистая, а сосед грязный и рядом сидит, поэтом увлекает именно идея, особенно такая которая предполагает помощь одним махом всем грязным соседям и рядом и на другом конце света.

2010-06-10 в 12:16 

Идеальный Второй
Jaino Идея хорошая и правильная, проблема только в том, что при сегодняшнем раскладе рядом с теми, кому действительно нужна помощь зачастую именно что никого не оказывается.

     

Хоэкунс

главная