Склонен не согласиться.Дело не в том, существует ли в придуманном автором мире колдовство или нет. Все дело в том, как автор его преподносит. В произведениях жанра фэнтези многие вещи происходят исключительно потому, что автору хочется так, а не иначе. Вот захотелось ему, и все! И объяснение существует - колдовство, да и только. Попал герой в безвыходную ситуацию, не сам, конечно, попал, а при помощи крайне нерадивого автора, и тут же появился волшебник. Крибле-крабле-бумс! Читателю "бумс" стопудовой гирей по голове, а герой спасся. В научной фантастике все должно подчиняться неким физическим законам, и автор согласен их придерживаться. Но порой встречается та же самая ситуация: у героя внутренних резервов не осталось, и тут появляется какой-то научно-фантастический аналог волшебника: инопланетяне, всеми забытый, но очень добрый робот, разумная компьютерная программа (нужное подчеркнуть). Бумс! и герой спасен точно так же, как в произведениях фэнтези...
...Чтобы разобраться в этом хитросплетении жанров, введем некое понятие, аналога которого я в русском языке пока не нашел. В китайском языке есть такое слово - "ци", означает оно внутреннюю энергию чего либо. Так вот, каждая книга... обладает собственной "ци". Во время чтения у вас создается особое настроение; следя за сюжетом книги, вы попадаете в некий мир, где все подчиняется специфическим законам, и "ци" книги, то "ци", которое вложил в нее автор, воздействует на вас определенным образом.
Но вернемся к фэнтези и научной фантастике. Если "ци" фантастического романа, хотя он и называется научно-фантастическим, создает у читателя ощущение нереальности, сказочности, то зачем же считать его научным? Заменим говорящую голову на сверхразумный компьютер, а ракетоплан на колдовские ворота между мирами. Какая разница? Если читая произведение, вы попадаете в сказку, то книга обладает "ци" сказки, то есть - фэнтези, пусть даже герой говорят на хакерском жаргоне, а все действие книги происходит в киберпространстве...
Александр Лидин. "О фэнтези, научной фантастике, а также о Спрэге де Кампе"
Прочитал и задумался. С одной стороны, разделение на фэнтези и фантастику методом "дракон vs бластер" с появлением все новых и новых миров все новых и новых авторов в последнее время значительно усложнилось, т.к. современный герой вполне может, не задумываясь, пальнуть из бластера по низко летящему дракону, так что предложенная товарищем модель "физика vs лирика" выглядит довольно соблазнительной. Но в этом случае практически все действительно хорошие, внутренне логичные книги прямиком попадают в раздел научной фантастики, а на долю фэнтези остается всяческое фуфло, при виде которого так и хочется крикнуть "не верю!". Что кажется довольно обидным.
Может, ну их, эти градации? Не все так черно-бело (право-лево, наше-ненаше). Что, кстати, вышеупомянутый Спрэг де Камп очень неплохо описал в повести "Отвергнутая принцесса"...