понедельник, 05 ноября 2018
Хочу быстренько, пока не выветрилось, описать экспириенс этих выходных.
Когда я увидела приглашение на семинар по обжигу и эмалированию керамики и металла в микроволновке, первой реакцией было "что за чушь???!!!". Эмали по металлу обжигаются как минимум при 400-600 градусах, керамические глазури вообще при 1020-1040, а бытовая микроволновка рассчитана... ну, допустим, на 200.
Удивилась, возмутилась... и немедленно записалась на семинар.
И оказалось, что таки да!
Технологию начал разрабатывать какой-то испанец, а его ученица, аргентинка Кристина Фиоруччи, придумала
кассету, прозрачную для микроволн, но способную аккумулировать внутри себя создаваемое ими тепло, создавая температуру больше тысячи градусов за несколько минут.
дальше много всякого техническогоКассета небольшая, выглядит как половинка белого огнеупорного кирпича, каковым собственно, и является. Внутри небольшая цилиндрическая камера, диаметром сантиметров 10 и высотой около восьми. То есть, обжигать можно только совсем небольшие объекты, что идеально для тех, кто, как я, увлекается ювелиркой. Можно, наверное, сделать кассету и покрупнее, но тогда и микроволновка нужна огромная, чтобы стенки кассеты не слишком сближались с внутренними стенками микроволновки, не рассчитанными на высокие температуры.
Изнутри камера для обжига покрыта специальным составом, который держится в секрете, ибо запатентован, и неча тут. Так что сделать кассету самостоятельно можно, но требует хорошего знания химии и долгих экспериментов, поэтому я свою просто купила.
Внутри кассеты можно эмалировать медь и серебро, обжигать и глазуровать фарфоровые и фаянсовые глины, а также обычную глину, если добавить в нее в определенной пропорции песок и каолин (вместо песка можно использовать смесь тонко помолотого шамота и талька). Для облегчения глиняных изделий - скажем, чтобы серьги не оттягивали уши - в глину добавляют еще любую органическую труху, хоть тополиный пух, хоть собачью шерсть (в моем случае последнее очень актуально). При обжиге органика выгорает, а изделие становится микропористым и, соответственно, более легким и способно пережить термический шок, который неизбежно случается при нагреве до тысячи градусов за несколько минут, а потом столь же резком остывании.
Кассета с объектом внутри помещается в микроволновку, из которой предварительно убирают все снимающиеся детали типа блюда, роликов и центрального пластикового шпенька, и ставится там на три "столбика" из огнеупорной глины - чтобы не повредить дно печки. Необходимая мощность 800-1000 ватт. Первый нагрев производится короткими импульсами, сначала по 15 секунд, потом по 30, потом две минуты, потом четыре. В общей сложности, первый обжиг длится минут 10 - 12, в зависимости от размера и плотности объекта, последующие по 4-5 минут, так как кассета уже горячая. По сравнению с обжигом керамики в обычной печи - 10 минут вообще ничто, для обжига эмалей по металлу - примерно то же самое.
Как только нагрев закончен, кассету вынимают из печи и охлаждают. Мы в основном экспериментировали с обжигом "раку", когда раскаленный предмет бросают в банку с опилками, ими же присыпают. Опилки, ясное дело, тут же загораются, тогда банку герметично накрывают крышкой и оставляют на некоторое время. В кассету, соответственно, сразу же кладется следующий предмет и снова отправляется в микроволновку.
Технология "раку", без доступа кислорода, позволяет восстанавливать оксиды металлов, содержащиеся в эмалях, что придает предметам металлический блеск. Причем такое восстановление идет непредсказуемым образом, создавая красивейшие разводы на поверхности, а те места, где глина не покрыта глазурью, становятся эффектно черными.
Кристина специализируется прежде всего на керамике, поэтому мы работали с ней и готовыми магазинными глазурями, в которые для текучести добавляется флюс, но дома я непременно попробую и с собственными глазурями на основе чистых оксидов, работать с которыми нас учили на другом семинаре месяца полтора назад. И с металлом непременно тоже.
Экспериментировали и с другой японской техникой, когда в печи нагревается бисквит, то есть, неглазированная обожженная белая глина, и на раскаленную поверхность бросаются щепотки конского волоса. Волос моментально сгорает, оставляя на белой поверхности красивейщие черные значки, похожие на японскую каллиграфию.
И еще, перед тем, как отправить глазурованный предмет в печь, на него можно уложить кусочки стекла, металл или камешки. Стекло при этом красиво (или некрасиво))) плавится, а металл и камешки просто припекаются к глазури, что можно использовать для создания более сложных украшений.
И еще один важный момент, о котором нужно знать и, кстати, предупреждать учеников. В процессе восстановления металла из оксидов активно выделяется оксид углерода, в просторечии именуемый угарным газом, и желательно как-то поберечься и не дышать им, чтобы не валяться остаток вечера с дикой головной болью...
В общем, в итоге я смогла обжечь три цацки. Одна, правда, треснула, не пережив термического шока - та, что с псевдоящерицей - но остальные две получились прекрасно. Особенно бык, которого на семинаре все упорно именовали "коровкой". Но и сердце с каплей расплавленного цветного стекла выглядит довольно эффектно.


Короче, буду экспериментировать дальше. Вот только микроволновку куплю, а то мы за год в новом доме как-то не озаботились...
@темы:
I did it again,
визуальненько,
фаны такие фаны,
неисповедимы пути твоя,
голм-голм-голм
А микроволновка под это отдельная по идее должна быть, да?
Впрочем, я скорее всего поставлю печь в мастерской и все равно еду туда класть не буду. Как-то уже привыкла все по-старинке, на плите.
Я в микроволоновке не готовлю, но разогреваю готовое, сразу в тарелке мне удобнее.
Это оптимизация! А зачем каждый раз мыть лишнюю посуду, в которой разогревается?)))
А то с пляжами у нас напряженка...
Там не только водичка теплая, но и остатков еды не плавает!
не зря заглянула, познавательно)