Давно хотел перетащить с anthropology.ru. Забавная
статья о фриках.
Экстремальный пирсинг или Быть фриком нормально.
читать дальшеПочему человек склонен уродовать себя, образ жизни, окружающий мир?
Это видовая черта, возникшая в условиях перенаселенности.
Животные при стрессе (например, от скученности или в замкнутом пространстве) также калечат друг друга и самих себя. Например, выщипывают шерсть, перья, раздирают до крови кожу, отгрызают хвосты и т.д. У них это аномалия. Но для человека, особенно подвида Homo sapiens recens, перенаселенность стала нормой. Именно она сформировала его инфантильный облик и причудливую культуру. Поэтому склонность к искусственной деформации тоже следует считать нормой для Homo sapiens recens. Таким образом, это подвид приматов, у которого фричество становится нормой.
Каждый из нас – фрик по сравнению с идеальным «природным человеком», обитателем райского сада. Мы обматываем тело подобием лесной подстилки, засовываем ноги в куски затвердевшей воловьей кожи, отрезаем волосы, мажем лицо цветным жиром, жжем еду, сутками сидим в каменной коробке перед лужей с муравьями, на ночь накрываемся шкурой, пляшем под громоподобный звон цикад.
Полагаю, фричество возникло в племенах, когда был пройден некий критический уровень плотности населения. У них независимо появлялись ритуалы искусственного травмирования. Люди могли придумывать любые мотивы и объяснения, но суть одна: деформация начиналась в системах, где много индивидов. Где люди знают, что людей – много. Это экологический механизм, он действует автоматически.
Малочисленные изоляты с примитивной культурой (тасманийцы, андаманцы, аэта, огнеземельцы, пигмеи и др.) обычно не занимались деформацией.
Первобытные племена деформировали тело, цивилизованные – волосы, одежду, атрибутику. Задача – как можно дальше уйти от естества.
Является ли современный пирсинг возвратом к первобытности? Скорее нет, чем да. Его чаще делают люди ультрацивилизованные, которые живут в городах, занимаются семантическим трудом, технологичны. Страшно далеки они от природы.
Традиционные племена, наоборот, уходят от деформации – под давлением государства и рациональных доводов.
К концу второго тысячелетия новой эры к пирсингу и другим видам травмирования стали прибегать стократ чаще.
Причины таковы:
• Давление массовой культуры. Работники индустрии моды пиарят деформацию, чтобы раздувать спрос и делать деньги. Если когда-то губной диск носил десяток тысяч женщин мурзи, то все эти серьги, колечки, бусинки носят миллиарды людей.
• Индукция и инерция традиционной культуры. Если кто-то вдел колечко в пупок, почему бы вдеть два? А тысячу? А принять закон, чтобы вдевали все? Давление традиций заставляет людей уродоваться, невзирая на любую боль. Самая гнусная среди них – публичные пытки детей посредством увечья гениталий ( Female genital cutting).
• Социально-медицинские предписания. В силу которых были удалены миллиарды гланд, аппендиксов, фрагментов крайней плоти, зубов, а также раненых конечностей во время больших войн. В дальнейшем появилась обоснованная возможность сохранять все эти части тела.
• Достижения современной медицины. Хирургия, обезболивание, асептика и терапия творят с телом такие чудеса, что даже самый изощренный пирсинг кажется мелочью.
• Достижения демократии, плюрализация вкусов. Дают право на такое экстремальное самовыражение, за которое раньше моментально убивали.
• Личные плюсы. Болевые раздражения стимулируют синтез эндорфинов (медиаторов удовольствия). Искусственно деформированный человек самоутверждается, выглядит «круче», извлекает выгоду из своей внешности.
В самой статье еще много довольно жутеньких картинок, перетаскивать к себе их что-то не хочется.
Полагаю, фричество возникло в племенах, когда был пройден некий критический уровень плотности населения. У них независимо появлялись ритуалы искусственного травмирования.
По-моему, это не вполне точно... Скажем, индейцев шайенов, вроде бы, никогда не было слишком много, но ритуалы искусственного травмирования у них были живучи даже тогда, когда племя было почти истреблено. Дело в том, что втыкание в себя острых предметов у них считалось показателем мужества, демонстрацией того, что "настоящий воин безразличен к боли", и на племенных праздниках этим развлекались как мужчины, так и мальчики-подростки, еще не прошедшие инициацию.