20:54

Кадавр, удовлетворенный когнитивно
...Многие любители фантастики, особенно в то время, когда в нашей стране только начали зарождаться первые КЛФ, с пеной у рта спорили о разграничении таких жанров, как фэнтези ... и научная фантастика, но так и не пришли к единому мнению. Боюсь, что какой-нибудь фэн... прочитав эти строки, скажет: "Да чего тут спорить" И так все ясно! Если красивая девушка идет по мегаполису на далекой планете, на поясе у нее висит бластер, а на поводке она ведет ручного тиранозавра - это научная фантастика. Если же девушка идет по средневековому городу, на поясе у нее волшебный меч, а на поводке она ведет ручного дракона - это фэнтези". Но...
Склонен не согласиться.Дело не в том, существует ли в придуманном автором мире колдовство или нет. Все дело в том, как автор его преподносит. В произведениях жанра фэнтези многие вещи происходят исключительно потому, что автору хочется так, а не иначе. Вот захотелось ему, и все! И объяснение существует - колдовство, да и только. Попал герой в безвыходную ситуацию, не сам, конечно, попал, а при помощи крайне нерадивого автора, и тут же появился волшебник. Крибле-крабле-бумс! Читателю "бумс" стопудовой гирей по голове, а герой спасся. В научной фантастике все должно подчиняться неким физическим законам, и автор согласен их придерживаться. Но порой встречается та же самая ситуация: у героя внутренних резервов не осталось, и тут появляется какой-то научно-фантастический аналог волшебника: инопланетяне, всеми забытый, но очень добрый робот, разумная компьютерная программа (нужное подчеркнуть). Бумс! и герой спасен точно так же, как в произведениях фэнтези...
...Чтобы разобраться в этом хитросплетении жанров, введем некое понятие, аналога которого я в русском языке пока не нашел. В китайском языке есть такое слово - "ци", означает оно внутреннюю энергию чего либо. Так вот, каждая книга... обладает собственной "ци". Во время чтения у вас создается особое настроение; следя за сюжетом книги, вы попадаете в некий мир, где все подчиняется специфическим законам, и "ци" книги, то "ци", которое вложил в нее автор, воздействует на вас определенным образом.
Но вернемся к фэнтези и научной фантастике. Если "ци" фантастического романа, хотя он и называется научно-фантастическим, создает у читателя ощущение нереальности, сказочности, то зачем же считать его научным? Заменим говорящую голову на сверхразумный компьютер, а ракетоплан на колдовские ворота между мирами. Какая разница? Если читая произведение, вы попадаете в сказку, то книга обладает "ци" сказки, то есть - фэнтези, пусть даже герой говорят на хакерском жаргоне, а все действие книги происходит в киберпространстве...
Александр Лидин. "О фэнтези, научной фантастике, а также о Спрэге де Кампе"



Прочитал и задумался. С одной стороны, разделение на фэнтези и фантастику методом "дракон vs бластер" с появлением все новых и новых миров все новых и новых авторов в последнее время значительно усложнилось, т.к. современный герой вполне может, не задумываясь, пальнуть из бластера по низко летящему дракону, так что предложенная товарищем модель "физика vs лирика" выглядит довольно соблазнительной. Но в этом случае практически все действительно хорошие, внутренне логичные книги прямиком попадают в раздел научной фантастики, а на долю фэнтези остается всяческое фуфло, при виде которого так и хочется крикнуть "не верю!". Что кажется довольно обидным.
Может, ну их, эти градации? Не все так черно-бело (право-лево, наше-ненаше). Что, кстати, вышеупомянутый Спрэг де Камп очень неплохо описал в повести "Отвергнутая принцесса"...

@темы: я вот тут подумал, Veni vidi scripsi, копипакость

Комментарии
20.12.2007 в 22:53

Знаешь, все что я читал уже во взрослом состоянии можно смело отнести к научной фантистике. Хотя я не люблю это понятие. Оно мне напоминает о временах, когда эту научную фантастику брали по блату и за макулатуру. Поэтому я против градаций. Я люблю вкусный сюжет и не важно летают ли они там на драконах или на космических крейсерах.
20.12.2007 в 23:01

Майкл Рентон У меня на научную фантастику те же самые ассоциации))
Я вообще заметил, что предпочитаемые мной вещи обычно сложно отнести к какому-то определенному жанру. Но они непременно должны быть внутренне логичными.
20.12.2007 в 23:15

Гарригаллер. Ага. Но у меня еще бывает необъяснимая на некоторые вещи аллергия. Я мастера и Маргариту пытался ( и пытаюсь до сих пор) читать раз 20 не меньше, но безрезультатно, хотя я очень люблю Булгакова - особенно его медицинские рассказы и знаю их почти наизусть. А вот Лукьяненко я долго вообще брать в руки не хотел с тех самых пор когда посмотрел Дозоры. Но тут мне на глаза попалась книжка "Геном" и я выпал в осадок - до сих пор перечитываю некоторые отрывки. следом за ним были дозоры. Но тут не могу сказать что все у меня склалось. Дозоры несомненно оказали на меня влияние но они мне были нужны для какого - то осмысления. И потом я не буду к ним возвращаться. Сейчас меня терзает Гарри. Мне его то убить хочется - то спасти наконец. Но так как я читаю его только в метро это все происходит медленно.
20.12.2007 в 23:21

Майкл Рентон Кстати, о Степном Волке. Ждем продолжения рецензии!
20.12.2007 в 23:24

Гарригаллер. Если обещал - будет обязательно. Просто у меня тут заборные дни .Пациентов куча целая - все лечиться хотят. А у меня тут Степной волк! Короче почти конфликт между желаниями и возможностями.
20.12.2007 в 23:28

Майкл Рентон Я не тороплю. Это просто чтобы ты не подумал, что мне неинтересно))

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии